Годы существования Евразийского экономического союза продемонстрировали особую важность формирования единой политики объединения в области транспортного сообщения. Свободное перемещение товаров как внутри ЕАЭС, так и за его пределы и ранее являлось одним из важнейших элементов развития Союза, а после развернувшейся санкционной войны Запада против России и Белоруссии и вовсе превратилось в абсолютную необходимость.
Именно поэтому любые инициативы, которые страны евразийского пространства реализуют в области транспортной логистики, являются в настоящее время краеугольными камнями в процессе дальнейшей постсоветской интеграции. И немалое значение в этом сегодня стали играть страны азиатского региона, в первую очередь Казахстан, от позиции которого во многом зависит будущее транспортных потоков из ЕАЭС и обратно.
Можно напомнить, что ранее страны Евразийского экономического союза делали основную ставку на расширение своего транзитного потенциала в направлении Евросоюза, а потому ситуация на восточных границах объединения порой оказывались на втором плане. Хотя именно здесь в прошлые годы возникали довольно серьезные проблемы, в первую очередь между Казахстаном и Киргизией. В частности, согласно договору о присоединении Киргизии к ЕАЭС, республика обязывалась модернизировать свои пограничные пункты до 12 августа 2017 г. Речь шла о переоснащении переходов на границах со странами, не входящими в ЕАЭС (Китаем, Таджикистаном и Узбекистаном), для чего предполагалось установить там оборудование для ветеринарного, санитарного, фитосанитарного, радиационного контроля и переносного оборудования для проведения таможенных проверок.
Однако Бишкек, к сожалению, не справился с поставленной задачей и несколько раз переносил сроки завершения модернизации. К 2023 году были готовы 11 пунктов пропуска из 14, а реконструкция пограничных пунктов «Достук», «Бор-Добо» и «Торугарт» все еще продолжается.
Параллельно долгое время шли разговоры о необходимости решить вопросы на границе между Киргизией и Казахстаном, так как именно здесь периодически возникали серьезные проблемы с перевозкой грузов, которые приводили к резким заявлениям с одной и другой стороны. Поэтому еще в январе 2019 года было решено улучшить инфраструктуру пунктов пропуска на границе между двумя странами. Тогда речь шла о реконструкции КПП «Кордай - автодорожный», а также строительстве и реконструкции моста на пункте пропуска «Карасу - автодорожный».
За прошедшее после этого время стороны провели ряд встреч, определили некоторую документацию, однако полностью решить проблему так и не смогли. Сегодня предполагается, что все пункты пропуска на киргизско-казахстанской границе будут модернизированы до 2025 года, и Астана ожидает, что Бишкек выполнит взятые на себя обязательства, так как именно от него зависит развитие транспортной логистики на данном направлении.
В то же время, являясь одним из главных транзитных государств в ЕАЭС на пути товаров из Азии в Европу, Казахстан сам озаботился модернизацией своих пограничных переходов. И работа на этом направлении идет уже не первый год, причем весьма ударными темпами с применением новых технологий и с учетом всех особенностей в рамках Евразийского союза.
Так, известно, что на казахстанском участке таможенной границы ЕАЭС расположены 14 автомобильных пунктов пропуска и шесть железнодорожных. Однако предыдущая масштабная их реконструкция, как и закупка технологического оборудования проводились еще в далеком 2011 г. Это привело к тому, что в пунктах пропуска на узбекской и китайской границах более 70% технических средств контроля устарели, а инфраструктура не позволяла справляться с постоянно растущим транспортным потоком. Поэтому Астана на протяжении последних лет активно занимается исправлением ситуации.
Например, в 2018 г. на казахстанско-китайской границе был введен в эксплуатацию новый автомобильный пункт пропуска «Нур Жолы», который стал самым крупным и технологически передовым в Средней Азии: он пропускает 2,5 тыс. транспортных средств и 15 тыс. физических лиц в день в обе стороны движения.
В 2020 г. была проведена реконструкция автомобильного пункта пропуска «Б. Конысбаева», который является одним из крупнейших на казахстанско-узбекской границе. Более того, в том же году в послании президента Казахстана народу была отмечена важная роль государственной программы «Нұрлы жол», направленной на «закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора страны». Через год слова казахстанского лидера воплотились в Комплексный план противодействия нелегальному торговому обороту на границах государства, в котором предусмотрено завершение модернизации и технического дооснащение пунктов пропуска в 2024 году.
И, как показывают события последних двух лет, казахи всерьез взялись за транспортную логистику своей страны, прекрасно понимая, что от этого во многом зависит будущее благосостояние республики. В частности, как отметил в конце июля директор департамента контроля комитета государственных доходов Министерства финансов РК Елдос Саудабаев, Астана с прошлого года активно ведет работу по реконструкции 10 пунктов пропуска на таможенных границах ЕАЭС. По его словам, завершить все работы планируется до конца 2024 года, что позволит увеличить пропускную способность на границе более чем в 8 раз – с 1 тыс. до 8,4 тыс. транспортных средств в сутки. Одновременно ожидается и сокращение времени ожидания с 2 часов до 25 минут и, что немаловажно, «минимизация коррупционных рисков».
Одной из особенностей идущей сегодня в Казахстане модернизации пограничных переходов, которая ведется под лозунгом «Скорость, эффективный контроль, безопасность, комфорт», является ее ориентированность на создание комфортных условий при прохождении границы по аналогии с международными аэропортами (кафетерии, санузлы, комнаты матери и ребенка и т. п.). Планируется, что пункты пропуска будут обустроены обязательным физическим разделением потоков движения, в них будут установлены «единые сквозные автоматизированные коридоры технического контроля» для безостановочного движения транспортных средств с автоматизацией всего цикла перемещения транспортных средств.
Более того, с 23 ноября 2022 года на китайском участке казахстанской границы (пункт пропуска «Достык») была впервые внедрена электронная очередь, а до конца текущего года планируется запустить её еще в 12 пунктах на внешних границах ЕАЭС. Такая система, при которой можно выбрать конкретную дату перехода границы и первое свободное время, должна ускорить прохождение границы, сделав этот процесс более прозрачным и предсказуемым. К слову, в Белоруссии электронная система очередей начала внедрятся еще с 2016 года, а в России – в нынешнем году.
Параллельно Астана не забывает расширять сотрудничество и со своими соседями вне ЕАЭС. В частности, между правительствами Казахстана и Узбекистана была подписана Дорожная карта по реконструкции и модернизации пунктов пропуска, автомобильных дорог и обустройству прилегающей территории на границе. Стороны также постоянно проводят двусторонние встречи, на которых обсуждают мероприятия по одновременной модернизации пунктов пропуска.
Развиваются отношения в данной сфере у Казахстана и с Китаем, на границе с которым запущен пилотный проект и автоматизирована система выдачи бланков на базе электронной очереди. Кроме того, заключены международные соглашения об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах не только с КНР, но и Азербайджаном, Грузией, Ираном, Турцией, Туркменистаном, Таджикистаном, Узбекистаном и даже Украиной, что должно ускорить таможенные операции и сократить количество подаваемых для оформления документов.
В целом же проводимые казахстанскими властями работы уже дали свой положительный результат для экономики страны. Как отмечал Е. Саудабаев, за первое полугодие 2023 года объем таможенных платежей и налогов в бюджет после распределения между странами ЕАЭС достиг 1,9 трлн тенге (около $4,2 млрд), или на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Помимо этого, в Астане рассчитывают за счет модернизации своей системы прохождения границ серьезным образом расширить транзитные и экспортно-импортные возможности Казахстана, сделав его главным логистическим узлом сразу в двух глобальных транспортных коридорах: «Север-Юг» и «Запад-Восток».
Это, в свою очередь, положительно скажется и на ситуации в ЕАЭС в целом, так как позволит и другим странам объединения получить свободный доступ к ранкам Азии, а значит, стать более независимыми от стран Запада.
Именно поэтому любые инициативы, которые страны евразийского пространства реализуют в области транспортной логистики, являются в настоящее время краеугольными камнями в процессе дальнейшей постсоветской интеграции. И немалое значение в этом сегодня стали играть страны азиатского региона, в первую очередь Казахстан, от позиции которого во многом зависит будущее транспортных потоков из ЕАЭС и обратно.
Можно напомнить, что ранее страны Евразийского экономического союза делали основную ставку на расширение своего транзитного потенциала в направлении Евросоюза, а потому ситуация на восточных границах объединения порой оказывались на втором плане. Хотя именно здесь в прошлые годы возникали довольно серьезные проблемы, в первую очередь между Казахстаном и Киргизией. В частности, согласно договору о присоединении Киргизии к ЕАЭС, республика обязывалась модернизировать свои пограничные пункты до 12 августа 2017 г. Речь шла о переоснащении переходов на границах со странами, не входящими в ЕАЭС (Китаем, Таджикистаном и Узбекистаном), для чего предполагалось установить там оборудование для ветеринарного, санитарного, фитосанитарного, радиационного контроля и переносного оборудования для проведения таможенных проверок.
Однако Бишкек, к сожалению, не справился с поставленной задачей и несколько раз переносил сроки завершения модернизации. К 2023 году были готовы 11 пунктов пропуска из 14, а реконструкция пограничных пунктов «Достук», «Бор-Добо» и «Торугарт» все еще продолжается.
Параллельно долгое время шли разговоры о необходимости решить вопросы на границе между Киргизией и Казахстаном, так как именно здесь периодически возникали серьезные проблемы с перевозкой грузов, которые приводили к резким заявлениям с одной и другой стороны. Поэтому еще в январе 2019 года было решено улучшить инфраструктуру пунктов пропуска на границе между двумя странами. Тогда речь шла о реконструкции КПП «Кордай - автодорожный», а также строительстве и реконструкции моста на пункте пропуска «Карасу - автодорожный».
За прошедшее после этого время стороны провели ряд встреч, определили некоторую документацию, однако полностью решить проблему так и не смогли. Сегодня предполагается, что все пункты пропуска на киргизско-казахстанской границе будут модернизированы до 2025 года, и Астана ожидает, что Бишкек выполнит взятые на себя обязательства, так как именно от него зависит развитие транспортной логистики на данном направлении.
В то же время, являясь одним из главных транзитных государств в ЕАЭС на пути товаров из Азии в Европу, Казахстан сам озаботился модернизацией своих пограничных переходов. И работа на этом направлении идет уже не первый год, причем весьма ударными темпами с применением новых технологий и с учетом всех особенностей в рамках Евразийского союза.
Так, известно, что на казахстанском участке таможенной границы ЕАЭС расположены 14 автомобильных пунктов пропуска и шесть железнодорожных. Однако предыдущая масштабная их реконструкция, как и закупка технологического оборудования проводились еще в далеком 2011 г. Это привело к тому, что в пунктах пропуска на узбекской и китайской границах более 70% технических средств контроля устарели, а инфраструктура не позволяла справляться с постоянно растущим транспортным потоком. Поэтому Астана на протяжении последних лет активно занимается исправлением ситуации.
Например, в 2018 г. на казахстанско-китайской границе был введен в эксплуатацию новый автомобильный пункт пропуска «Нур Жолы», который стал самым крупным и технологически передовым в Средней Азии: он пропускает 2,5 тыс. транспортных средств и 15 тыс. физических лиц в день в обе стороны движения.
В 2020 г. была проведена реконструкция автомобильного пункта пропуска «Б. Конысбаева», который является одним из крупнейших на казахстанско-узбекской границе. Более того, в том же году в послании президента Казахстана народу была отмечена важная роль государственной программы «Нұрлы жол», направленной на «закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора страны». Через год слова казахстанского лидера воплотились в Комплексный план противодействия нелегальному торговому обороту на границах государства, в котором предусмотрено завершение модернизации и технического дооснащение пунктов пропуска в 2024 году.
И, как показывают события последних двух лет, казахи всерьез взялись за транспортную логистику своей страны, прекрасно понимая, что от этого во многом зависит будущее благосостояние республики. В частности, как отметил в конце июля директор департамента контроля комитета государственных доходов Министерства финансов РК Елдос Саудабаев, Астана с прошлого года активно ведет работу по реконструкции 10 пунктов пропуска на таможенных границах ЕАЭС. По его словам, завершить все работы планируется до конца 2024 года, что позволит увеличить пропускную способность на границе более чем в 8 раз – с 1 тыс. до 8,4 тыс. транспортных средств в сутки. Одновременно ожидается и сокращение времени ожидания с 2 часов до 25 минут и, что немаловажно, «минимизация коррупционных рисков».
Одной из особенностей идущей сегодня в Казахстане модернизации пограничных переходов, которая ведется под лозунгом «Скорость, эффективный контроль, безопасность, комфорт», является ее ориентированность на создание комфортных условий при прохождении границы по аналогии с международными аэропортами (кафетерии, санузлы, комнаты матери и ребенка и т. п.). Планируется, что пункты пропуска будут обустроены обязательным физическим разделением потоков движения, в них будут установлены «единые сквозные автоматизированные коридоры технического контроля» для безостановочного движения транспортных средств с автоматизацией всего цикла перемещения транспортных средств.
Более того, с 23 ноября 2022 года на китайском участке казахстанской границы (пункт пропуска «Достык») была впервые внедрена электронная очередь, а до конца текущего года планируется запустить её еще в 12 пунктах на внешних границах ЕАЭС. Такая система, при которой можно выбрать конкретную дату перехода границы и первое свободное время, должна ускорить прохождение границы, сделав этот процесс более прозрачным и предсказуемым. К слову, в Белоруссии электронная система очередей начала внедрятся еще с 2016 года, а в России – в нынешнем году.
Параллельно Астана не забывает расширять сотрудничество и со своими соседями вне ЕАЭС. В частности, между правительствами Казахстана и Узбекистана была подписана Дорожная карта по реконструкции и модернизации пунктов пропуска, автомобильных дорог и обустройству прилегающей территории на границе. Стороны также постоянно проводят двусторонние встречи, на которых обсуждают мероприятия по одновременной модернизации пунктов пропуска.
Развиваются отношения в данной сфере у Казахстана и с Китаем, на границе с которым запущен пилотный проект и автоматизирована система выдачи бланков на базе электронной очереди. Кроме того, заключены международные соглашения об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах не только с КНР, но и Азербайджаном, Грузией, Ираном, Турцией, Туркменистаном, Таджикистаном, Узбекистаном и даже Украиной, что должно ускорить таможенные операции и сократить количество подаваемых для оформления документов.
В целом же проводимые казахстанскими властями работы уже дали свой положительный результат для экономики страны. Как отмечал Е. Саудабаев, за первое полугодие 2023 года объем таможенных платежей и налогов в бюджет после распределения между странами ЕАЭС достиг 1,9 трлн тенге (около $4,2 млрд), или на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Помимо этого, в Астане рассчитывают за счет модернизации своей системы прохождения границ серьезным образом расширить транзитные и экспортно-импортные возможности Казахстана, сделав его главным логистическим узлом сразу в двух глобальных транспортных коридорах: «Север-Юг» и «Запад-Восток».
Это, в свою очередь, положительно скажется и на ситуации в ЕАЭС в целом, так как позволит и другим странам объединения получить свободный доступ к ранкам Азии, а значит, стать более независимыми от стран Запада.