Сегодня деятельность ЕАЭС ограничивается пока территорией бывшего СССР. Это вызывает у многих людей в бывших союзных республиках обеспокоенность тенденцией к некоему восстановлению Советского Союза или даже Российской империи. Это были, безусловно, великие державы, одна из которых пришла на смену другой, но наряду с массой положительных сторон они имели как для Центра, так и для национальных окраин немало минусов.
Сравнивая настоящее с прошлым, начинать надо, безусловно, отнюдь не с экономического положения, а с имевшего место ощущения собственной второсортности. Даже тот факт, что при СССР Беларусь и Украина обрели собственных представителей в ООН, мало что меняет по сути. Эта инициатива была предпринята советским руководством с одной целью - чтобы вместо одного голоса у СССР оказалось сразу три.
В действительности ЕАЭС не имеет практически ничего общего с СССР, за исключением границ, которые кое-где пытаются менять. Ни общих политических, ни общих военных директив из некоего единого центра евразийское объединение не получает. Его, этого единого центра, просто нет. Конечно, Россия по экономическому потенциалу в ЕАЭС превосходит всех остальных участников, но не имеет рычагов давления на них, какие имел Кремль для давления на союзные республики, а также на партнёров по Совету экономической взаимопомощи (СЭВ).
И это надо признать даже с учётом того, что в СССР формально у всех союзных республик было конституционное право на выход из состава Советского Союза. Были и попытки пользования таким правом, например, со стороны Тбилиси, Баку и Вильнюса.
А в рамках ЕАЭС нет, как и в БРИКС, никакой политической подоплёки, только чистая экономическая география. Даже Беларусь, имеющая статус союзного с Россией государства, позволяет себе многое, и за это многое в рамках ЕАЭС Россия и не думает прибегнуть к каким-либо экономическим или таможенным санкциям.
Белорусский президент Александр Лукашенко ездит в Иран и Индию с поисками альтернативных рынков для сбыта калийных удобрений, МАЗов, БелАЗов, тракторов. Если представить, что в советское время такое бы без согласования с Кремлём делал Петр Машеров, можно представить, где бы он оказался…
В БРИКС, нельзя не напомнить, примерно такие же нарочито «свободные» отношения между членами, хотя в последнее время явственно видны амбициозные инициативы ЮАР. Но без поддержки других членов БРИКС эти инициативы точно были бы спущены на тормозах. И это при том, что экономика ЮАР по сравнению с экономикой наиболее мощного члена БРИКС Китая, это даже не экономика Таджикистана в сравнении с экономикой РФ – еще меньше.
В своё время экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказал вполне мудрую мысль о том, что надо сделать ради дистанцирования ЕАЭС от Союза ССР. По его словам, чтобы «постсоветские республики не боялись», что снова окажутся «под Россией» в случае вступления в ЕАЭС, надо пригласить туда какую-нибудь из развивающихся стран с достаточно крупной экономикой, например Турцию. Тогда и страх улетучится.
Впрочем, почему-то Турцию никуда не приглашают, даже несмотря на то, что по высказываниям президента Реджепа Эрдогана можно понять, насколько он разочарован уже не только в Евросоюзе, но и в НАТО. В последнем Турция состоит уже давно, но почти все время находится с другими членами альянса в конфронтации.
Проблема расширения перед ЕАЭС стоит всё-таки более остро, чем для БРИКС, и без того объединившего чуть ли не половину планеты. Впрочем, как раз БРИКС, где явно позитивно прочувствовали свежий ветер с присоединением ЮАР, пойти на дальнейшее расширение смогли, опередив ЕАЭС. Хотя вряд ли кто-то вообще задумывался при этом о какой-либо форме конкуренции. Тем не менее не может не впечатлять, что, несмотря на поистине огромный массив тем по всем трём столпам взаимодействия в БРИКС (политическому, экономическому и гуманитарному), вопросы расширения и единого подхода к организации системы платежей вышли на первый план.
Однако глубина взаимодействия при всём этом в БРИКС никогда не сравнится с ЕАЭС – это истина, не нуждающаяся в доказательствах. В то же время и в ЕАЭС никто и никогда, хотя бы из опасений распада, не пойдёт на повторение создания практически единого экономического пространства, как это было в СССР, а под его диктовку – и в СЭВ.
Эйфория от первых экономических успехов ЕАЭС на базе таможенного союза и почти полного открытия границ вкупе с унификацией целого ряда экономических, налоговых, технических нормативов уже давно позади. При этом расширение ЕАЭС, опираясь среди прочего и на положительный опыт СЭВ, это не только выгодно, в чём уже мало кто сомневается, даже с учётом собственных, порой скромных позиций в объединении, но и достаточно сложно. Принятие правил игры ЕАЭС для многих – едва ли не главное препятствие, и в то же время любой, примкнувший к евразийскому сообществу, не только укрепит его, но резко снизит все опасения по поводу «возврата в СССР».
Есть и ещё один нюанс: действующим членам ЕАЭС необходимо быть готовыми поменять в пользу общего обновляемого объединения что-то из действующих норм и правил. Особенно, если его новые участники не будут иметь за спиной опыта пребывания ни в СССР, ни в СЭВ. В таком случае практически безальтернативной становится перспектива оптимизации всех существующих и согласованных процессов и соглашений в рамках ЕАЭС. Что даст не только дополнительную нагрузку на все профильные ведомства и экспертные круги, но и принесёт дополнительные барьеры для пресловутого приоритета наиболее крупного из членов объединения, то есть России. Новые страны-члены должны получить предельно ясную и чёткую картину всех взаимосвязей в объединении для полноценного включения во все процессы ЕАЭС.
Должно ли сегодня действующее ядро ЕАЭС прикладывать какие-то дополнительные усилия, чтобы дать перспективным новичкам изучить все нюансы и специфику, прежде чем самим погружаться в евразийскую интеграцию? Ответ на такой вопрос должен быть однозначно положительным, причём не всегда для такой практики страны ЕАЭС обязательно должны выступать этаким единым фронтом. Одиночные инициативы должны только приветствоваться и активно поддерживаться. Позиция «ЕАЭС не нуждается в рекламе» в современных условиях абсолютно неприемлема.